« Март 2024 »
        1 2 3
Среда, 15 января 2020 16:25 1861

Учёные МГУ и РАН разработали экспресс-тест быстрого определения вируса гриппа А

Новая методика позволит определять наличие и концентрацию вируса в биологических жидкостях за несколько минут. Результаты работы опубликованы в журнале «PLoS ONE», сообщается на сайте МГУ.

Учёные создали «сэндвич»-систему для экспресс-анализа: на подложку оксида кремния наносят наноструктурированное серебро, на которое осаждают аптамер (биологически активный ДНК-олигонуклеотид), специфичный к вирусу гриппа А любого штамма. При погружении в биологическую жидкость аптамеры избирательно связываются с вирусом.

Для внесения рамановской метки и получения «сэндвича» на сенсор с вирусами наносят дополнительные молекулы аптамера с присоединёнными молекулами флуоресцентного красителя. Затем подложку с аптамерами ивирусами вносят в спектрометр, просвечивают световым монохроматическим излучением (при определенной длине волны) и по спектру рамановского рассеяния образца делают вывод о содержании вируса в организме.

«Чувствительность нашего метода сравнима с уже существующими методиками — мы определяем наличие не менее 10 тысяч вирусов в образце биологической жидкости. Пока мы тестируем нашу методику на модельной жидкости куриных эмбрионов, заражённых вирусами гриппа различных штаммов. В перспективе сможем надежно определять не только вирус гриппа А с помощью SERS. Мы планируем наносить на металлическую подложку аптамеры, специфичные и к другим вирусам», — пояснила один из соавторов исследования, аспирант химического факультета МГУ Анастасия Новосельцева.

В XX веке жертвами пандемий гриппа стали десятки миллионов человек.

Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию гриппа одной из десяти важнейших угроз здоровью человечества в 2019 году. Особо восприимчивы к вирусу дети, у которых иммунная система ещё не успела сформироваться, и люди с ослабленным иммунитетом.